Воин Икко-икки
(современная реконструкция)
Аркебузир Икко-икки. Современная историческая реконструкция. Воин одет в черный доспех могами-хараатэ с иссиня-черными шнурами, соединяющими горизонтальные пластины доспеха. Такое попарное плетение шнура называлось сугакэ-одоси. Доспех из трех частей - нагрудной и двух боковых - оставляет спину воина открытой. Между собой нагрудник и боковины соединяются железными петлями. Внизу к каждой из трех секций доспеха шнурами прикреплен трапециевидный набедренник - гэссан. Каждый гэссан состоит из четырех горизонтальных пластин, соединенных двойными шнурами.
Верхнюю часть руки закрывают небольшие наплечники тосэй-содэ, также с попарным плетением, однако нижняя пластина наплечников переплетена в классическом стиле хисинуи - снизу вверх расположены два горизонтальных ряда х-образных перехватов шнура, а затем один ряд шнура, пропущенного через отвестияв пластине как бы пунктиром. Отступлением от классического рисунка является одинаковый цвет шнуров во всех рядах, в то время как х-образные перехваты должны быть красными, а "пунктирный" шнур - пестрым. Нижнюю часть руки защищают сино-готэ из узких черных пластин, присоединенных звеньями кольчуги к черной основе из плотной ткани. Обращает на себя внимание характерный шлем из железных пластин, соединенных ковкой и заклепками, причем и ковка, и заклепка выполнены нарочно выпукло. Впечатление некоторой грубоватости шлема еще более подчеркивается чеканкой. В целом шлем (т.н. Сайка-бати, или Харута-бати) характерен для школы оружейников Сайка, располагавшейся в одноименном городе провинции Кии.
Некоторый диссонанс в образ вносит полумаска ханбо. Покрытая красным лаком, она явно относится к другому доспеху. Воин вооружен аркебузой, которая выглядит несколько короче сохранившихся аркебуз XVI в., и двумя мечами. За пояс заткнут режущей кромкой лезвия кверху короткий меч косигатана, а на боку висит лезвием книзу длинный меч тати. Такое сочетание было более характерно для всадника, чем для пехотинцев, которые уже с середины XVI в. носили катану и вакидзаси.
Два предмета дают понять, что перед нами солдат секты Икко: шлем украшен навершием маэдатэ, выполненным в виде знаков санскритского алфавита, употреблявшегося только в сакральных целях, а на красном знамени сасимоно изображен черный трехногий ястреб, являвшийся символом святилища Кумано в провинции Кии.
Воин не похож на рядового пехотинца асигару, которые обычно довольствовались простой кирасой и треугольной шляпой дзингаса, однако и на знатного самурая, которых было немало в рядах Икко-икки, он тоже не похож. Скорее всего, это мелкий самурай-землевладелец в ранге тэппо ко-гасира (старшина аркебузиров), командующий отрядом в 10-30 человек.
Вернуться в статью об
Икко-икки