Миннакири Дзёю,
Куросукэ Арисада
Кавари-кабуто
Японский
кабуто сам по себе уже является довольно оригинальным и необычным шлемом
с точки зрения европейца. Однако и среди всего разнообразия японских шлемов
явно выделяется невероятно красивый,
сложный, уникальный, гротескный тип - кавари-кабуто.
Кавари-кабуто переводится как «фигурный» или «необычный» шлем.
Кавари-кабуто,
принадлежавший Хонда Кураносукэ |
Кавари-кабуто из замка
Гифу |
|
|
Кавари-кабуто из
коллекции Национального Музея Истории Японии |
В
отличие от Европы, где идентификационным символом рыцаря служил его
геральдический щит и налатная накидка, в Японии времен Сэнгоку Дзидай
воины разных кланов часто носили однотипные доспехи и похожие идентификационные
значки. Поэтому зрительная узнаваемость
воинов высшего ранга (даймё и их генералов) достигалось в основном путем
использования шлемов необычных форм.
До
возникновения кавари-кабуто основным типом украшения шлема были
различные виды мотыгообразных отростков кувагата и нашлемных фигур датэ.
Что же обусловило появление именно кавари-кабуто как особого типа шлема
в 16 веке?
До
середины 16 века основным видом хати (тульи шлема) было соединение
нескольких клинообразных пластин – лепестков. Несмотря на то, что такой тип был
довольно функциональным, вскоре появляется новый, более простой и прочный тип
тульи – дзунари-бати. Дзунари состоял из стального обруча и двух
полусфер, соединенных одной центральной пластиной ото лба до затылка. Сразу
после появления, из-за его высоких защитных качеств и простоты в изготовлении
этот тип был принят как военачальниками, так и их подчиненными. Появление дзунари-бати
проложило дорогу для кавари-кабуто.
До
этого шлема даймё различались лишь формами и размерами традиционных
элементов: длиной и размахом кувагата,
шириной сикоро, видом и цветом шнуровки, количеством лепестков
тульи. С появлением дзунари-бати
появилось возможность моделировать на ее основе различные нашлемные украшения.
Используя дзунари-бати как площадку для реализации творческих замыслов, даймё
при помощи оружейников и художников создавали феерическое разнообразие
нашлемных фигур не снижая при этом боевой надежности шлема – ведь под всеми
декорациями оставался крепкий дзунари.
|
Нашлемные
украшения делятся на маэдатэ (фронтальные фигуры), вакидатэ
(боковые фигуры, например рога), касирадатэ (верхние, «макушечные»
фигуры, например плюмаж) и усиродатэ (задние фигуры, например волосы,
а также твердые декоративные элементы). Нашлемные фигуры имитируют головы животных или
мифологических существ, растения, цветы, насекомых, раковины, даже морские
волны и очень часто – бытовые головные уборы эбоси. Материалами для
украшений служили железо, дерево, бамбук, формованная лакированная кожа или
папье-маше (харикакэ). |
|
|
Кавари-кабуто
в виде головного убора эбоси |
|
Кавари-
кабуто в виде огурца |
Кавари-кабуто
в виде эбоси, повернутой вбок |
Кавари-кабуто
в виде раковины |
Кавари-кабуто
в виде раковины и волн |
|
|
Другие
виды фигурных шлемов |
Почти все кавари-кабуто –
эксклюзивные образцы и изготавливались в единичном экземпляре для высших командных
чинов удельных армий. Однако и рядовые использовали два вида шлемов, которые
можно отнести к кавари-кабуто. Это
«шлем-персик» момонари-кабуто и «шлем-желудь» сиинари-кабуто.
Момонари-кабуто |
Сиинари-кабуто |
Кавари-кабуто
известных полководцев.
Ии
Наомаса. Бюст работы Августа Родригиса |
Ии
Наомаса (1561-1602),
командир «красных дьяволов», один из си-тэнно Токугава Иэясу. Его красный
лакированный шлем имел огромные вакидатэ из дерева, покрытого золотом
и пышные «волосы» на макушке из шерсти яка. |
|
Маэда Тосииэ (1538-1599), даймё провинции Кага. Его кавари-кабуто был украшен т.н. «хвостом зубатки» - одним из самых экстравагантных и высоких типов нашлемных украшений. «Хвост» был сделан из кожи, покрытой золотом. Затыльник сикоро скрыт белым волосом яка. |
Маэда Тосииэ. Бюст работы Августа Родригиса |
|
|
Уэсуги
Кэнсин (1530
- 1578), даймё провинции Этиго. Его
кавари-кабуто был украшен изображением заячьих ушей |
|
Като Ёсиаки (1563-1631) Его шлем, вероятно, представляет собой гору
Ити-но-Тани, с которой совершил рискованный спуск один из легендарных
самураев Минамото но Ёсицунэ. |
|
|
|
Курода
Нагамаса (1568-1623), самурай-христианин, один из генералов Тоётоми Хидэёси,
ветеран Корейской войны. Нагамаса
имел несколько фигурных шлемов. Правый шлем представляет собой другой вариант изображения горы Ити-но-Тани. |
|
Таблица фотографий кавари-кабуто эпохи Эдо из коллекции
музея Стибберта.